Моя профессиональная философия

Профессиональная философия на сегодняшний день для меня понятие очень гибкое и живое.

Мне кажется, что каждый новый профессиональный этап в жизни будет привносить своё понимание и осознание прошлого, настоящего и будущего опыта.

Сегодня мне очень близка метафора из истории Стива Джобса «О соединении точек», которой в 2005 году он поделился в своей речи перед выпускниками Стэндфордского университета.
Изображение

Первая точка

Лет до 14-ти я точно знала, кем хочу быть и чем заниматься. Наверное, это самое благостное состояние человека. Нет никаких границ и сомнений. Я с 4-х лет танцевала в самых разных коллективах нашего маленького городка. В 7 лет я поступила в Школу искусств на отделение хореографии и с отличием закончила его в 14.

Для меня не было сомнений в том, что я будущий хореограф. Я готовила свой танец для поступления в хореографическое училище. Радость столь близких перемен и сладостное предвкушение приключений переполняло меня.

Дальше случилось то, что случается со многими подростками, когда вдруг оказывается, что твои планы на будущее никак не совпадают с родительскими. Так была поставлена первая, как мне кажется очень важная для моей профессиональной идентичности, точка.

Поставлена, но не забыта.

Изображение

Вторая точка

Когда стало понятно, что к хореографии я смогу вернуться, только получив «настоящую профессию», пришло время непростого выбора. Действительно было непросто, что может заменить мечту, как мне тогда показалось — это может быть только самая благородная и светлая профессия на свете. Так начался период становления врача.

Смотря на происходящее сегодня, мне кажется, повторилась история несостоявшегося хореографа. Только в этот раз, получив очередной диплом с отличием, я сама стала понимать, что не могу работать в системе, которая идёт вразрез с моими установками и ценностями.

Так была поставлена вторая профессиональная точка.
Изображение

Третья точка

Закончив работу врачом-педиатром, я осваиваю новую профессию, не уходя далеко от медицины. Я более 10 лет занимаюсь обучением сотрудников фармацевтического бизнеса, как коуч и бизнес-тренер.

Во время работы с группой, при этом абсолютно не важно какой профессиональный навык мы развиваем, я заметила, что многим участникам недостаточно четких бизнес алгоритмов и правил для того, чтобы действительно продвигаться вперед уже на практике.

Многие участники, словно скорлупой, скованны своими личными переживаниями и проблемами. Иногда, я чувствовала, что по этой причине участник просто не готов к упражнениям, которые требуют личностного раскрытия, внутренней и публичной честности, а в коммуникативных навыках все начинается именно с личности коммуникатора и только потом бизнес алгоритмы.
Изображение


Я стала искать различные варианты, которые могли бы помочь людям, нацеленным на развитие, справится с внутренними зажимами, проявлениями хронического стресса, гиперконтроля над собой и окружающим миром.

Я пробовала на себе различные методики: дыхательные и медитативные практики, EFT, работу со стрессом по методу Хасай Алиева и другие.

Могу сказать, что в некоторые моменты, этот поиск, чудесным образом спасал меня от усталости и выгорания на работе. Тогда я точно поняла, что состояние гармонии и внимания к своему телу и сознанию, пожалуй, самый важный момент успешного развития в любом деле. Это залог сохранения здоровья, желания работать и развиваться, видения себя в этом мире. 

Желание сохранить своё здоровье и помогать в этом другим поставило третью точку – я оставляю бизнес в поисках своей новой идентичности.

Соединение точек

В 2017 году я оказалась перед сложным для меня вопросом: чем именно я хочу заниматься? 

Тогда-то я и вспомнила историю Джобса о соединении точек: «…вы не можете соединить точки, смотря вперёд; вы можете соединить их, только оглядываясь в прошлое. Поэтому вам придётся довериться тем точкам, которые вы как-нибудь свяжете в будущем».

Я обернулась назад, я стала соединять свой профессиональный опыт словно драгоценные бусины в одно ожерелье. Тогда первым моим инсайтом стало то, что я непременно хочу танцевать. Танец мой способ быть в гармонии с собой и окружающим миром, это тот вид деятельности, который исцеляет и наполняет меня. 

Потом я подумала о медицине, психотерапии, коучинге, как о целительных инструментах. В какой-то момент мне даже показалось, что я на стыке интеграции этих профессий изобрету новый способ помогать людям.
Так я нашла на просторах интернета танцевально-двигательную психотерапию. Для меня было удивительным, что я никогда не слышала о таком подходе.

Я получаю дополнительное образование по клинической психологии, поступаю в программу профессиональной переподготовки по танцевально-двигательной психотерапии. Так появляется узор, соединяющий мой прошлый и настоящий профессиональный опыт в мою новую профессиональную идентичность, где есть место искренним танцам маленькой девочки, фундаментальным знаниям педиатра, структурным опорам коуча, интуиции и эмпатии психолога.

Есть множество определений танцевально-двигательной психотерапии, мне ближе всего такое – это метод, который использует выразительное движение и танец в качестве своего основного инструмента для исследования развития психики и исцеления. 

Танцевально-двигательный подход

Для меня танцевально-двигательный подход это прежде всего уникальная возможность через движение соприкоснуться с довербальным этапом развития психики и возможностью её исцеления также невербально через телесное проживание нового опыта.

...

Межличностное взаимодействие является основой нашей личной и социальной жизни, поэтому сложно переоценить вклад первого опыта коммуникации со значимым взрослым на всю будущую жизнь человека. 

Имплицитная память невербальная, безОбразная, что делает недоступным ранний детский опыт для осознания без телесных ключей доступа к информации. Взрослый человек стремится к контролю и пониманию всего происходящего с ним, в том числе на психическом уровне через вербализацию процессов, действий, смыслов. 

Очень трудно осознать, что нечто, происходящее в теле, выученное когда-то в раннем детстве и присвоенное себе, как собственное, то что мы не в состоянии назвать и понять, а можем лишь почувствовать (и то, если умеем это делать), влияет на качество наших взаимоотношений с окружающим миром, с очень важными и значимыми для нас людьми и не всегда так, как нам бы этого хотелось.
Целительная сила контакта в психотерапевтическом процессе именно в танцевально-двигательном подходе поражает меня по сей день. 

Возможность танцетерапевта смотреть через призму телесности, наблюдать на сенсорно-двигательном уровне, улавливая нюансы двигательной, кинестетической, невербальной, сенсорной, эмоциональной коммуникации, а также через телесную сонастройку с клиентом, в которой терапевт, опираясь на собственные чувства и ощущения в процессе соматического контрпереноса, глубже понимает телесный отклик пациента, позволяет понять патологические паттерны взаимодействия, выделить ключевые моменты, увидеть возможности для сенсомоторной коррекции, попробовать вместе с клиентами выстроить новые паттерны взаимодействия, что невозможно сделать при помощи вербальных подходов.

...

Размышления о терапевтической позиции ТД-терапевта погружают меня в метафорический образ: это направленный световой поток, который сопровождает путника в дороге, освещая для него тёмные, опасные или просто скрытые участки пути, делая видимой тень, поддерживая теплом в холод, становясь незаметным в полдень, когда странник сам может разглядеть дорогу. 

Мне кажется, наиболее целительным для пациента будет именно чуткое сопровождение, когда специалист способен видеть многое, замечать разное, соединять историю воедино, строить гипотезы и планировать интервенции, но оставаться открытым к незнанию, неопределённости, с живым интересом к происходящему. Такое сопровождение подразумевает осознанный выбор терапевта позиции сотрудничества с пациентом. 

В таких взаимоотношениях автором своей истории и экспертом своей жизни является клиент, а терапевт может помочь определиться с предпочтениями, увидеть возможности, создать новую историю о себе и воплотить её в жизнь.
Именно такое понимание танцевально-двигательной психотерапии и терапевтической позиции привело меня к участию в этом проекте. Его актуальность для меня была очевидна сразу. 

Впервые услышав о возможности оказать психологическую помощь мамам с детьми больными туберозным склерозом, я подумала, что эта работа искала меня. Этот проект стал своего рода инициацией моего перехода в новую профессию танцевально-двигательного психолога. 

Я всегда хотела работать с детьми, поэтому из всех факультетов в медицинском выбрала именно педиатрию. Обучаясь психологии, из всех тем детство увлекало меня больше всего. Этот проект стал для меня возможностью сделать то, о чём я долго мечтала; сделать первый непростой шаг навстречу, возможно, моей будущей профессии – танцевально-двигательный психолог. 

Безусловно, были и сомнения. Понимая тяжесть детской патологии и серьёзность психологических проблем, с которыми придётся работать в проекте, я соизмеряла свои силы, свою готовность, встречалась со своим страхами, но неизменным оставалось желание помочь, прожить эту историю вместе с единомышленниками в сопровождении чуткого и опытного наставника.

...

Сегодня, оглядываясь назад, однозначно могу сказать – я приняла верное решение! 

Да, было очень непросто встречаться с бездонной болью и чувством вины матерей больных детей, с отрицанием и обесцениванием своей работы участницами группы, с собственным переживанием боли от осознания той трагедии, которую несёт неизлечимая болезнь в эти семьи. 

Однако, вместе с этим я переживала радость от возможности создавать для участников пространство принятия и выражения своих чувств, быть для них помощником в создании нового контакта со своими малышами, искать вместе с участницами внутренние психологические опоры и ресурсы для продолжения пути.
Конечно, такая работа невозможна без поддержки супервизора и наставника. Организатором и супервизором проекта со стороны Отделения Танцевально-двигательной психотерапии стала Гончарова Юлия. 

Мы встречались на ежедневных супервизиях, которые готовили нас к новой встрече, открывали доступ к внутренним ресурсам, помогали увидеть то ценное, что поддерживает не только нас, но и наших участниц.  

В этой работе для меня очевидным становится огромное значение поддержки профессионального сообщества, ощущения, что ты не один на этом пути.

Вы готовы пойти со мной?

Сегодня, пройдя большой путь собственной психологической трансформации, соединив точки на пути своей жизни, приобретя множество психологических подходов, инструментов и практик — я готова стать проводником и свидетелем на пути трансформации вашей жизни!